Автопробег «Дорогой отцов»: история с продолжением

Comment is Closed

Откровения руководителя отряда.

По уважительной причине я не смог принять участие во встрече друзей, но получил кроме приветов посыл, что неплохо бы, пока еще есть силы, совершить еще один пробег по памятным местам нашей Родины. Вот это пожелание крепко засело во мне.

Для пробега нужны средства, где их найти? Писать письма спонсорам? Не тот путь. Решил посмотреть варианты грантовой поддержки проектов и нашел Всероссийский конкурс по поддержке социальных проектов «Молоды душой». Зарегистрировался как участник конкурса и прошел онлайн-марафон по социальному проектированию «СоцЗавод», под руководством Ю. Мальцевой, директора АНО САП «Серебряный возраст». Курс обучения был насыщенным и чрезвычайно полезным. Он позволил пройти путь от составления дерева проблем до дерева целей, от идеи до реального проекта. При поддержке Пензенского областного совета ветеранов (председатель А.И. Цыкалов) проект «Автопробег «Дорогой отцов» стал победителем Всероссийского конкурса «Молоды душой». Средства гранта позволили покрыть расходы на горюче-смазочные материалы, приобрести форму и изготовить скромную сувенирную продукцию.

Автопробег достиг станции Поныри.

Когда мы вспоминаем о Курской битве, в первую очередь говорим о танковом сражении под Прохоровкой на южном фасе Курской дуги. Вместе с тем, не менее важное стратегическое значение имели бои на северном фасе, в частности, оборона станции Поныри.

Суть немецкой операции «Цитадель» заключалась в одновременном ударе с севера и юга,  для получения возможности соединиться в Курске, тем самым образовав гигантский котел, в результате чего открывался бы путь на Москву. Задачей Красной армии было не допустить прорыва, правильно рассчитав вероятность главного удара немецких армий.

5 июля 1943 года на северном фасе началось одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны – Курская битва. Немецкой группировке армии «Центр», руководимой генералом фон Клюге, противостоял центральный фронт под командованием генерала Рокоссовского. Во главе ударных немецких частей стоял генерал Модель.
Рокоссовский точно рассчитал направление главного удара. Он понял, что немцы начнут наступление в районе станции Поныри через тепловские высоты. Это был кратчайший путь на Курск. Командующий Центральным фронтом шел на большой риск, сняв артиллерию с других участков фронта. 92 ствола на километр обороны – такой плотности артиллерии не было ни в одной оборонительной операции за всю историю Великой Отечественной. И если под Прохоровкой было величайшее танковое сражение, где «железо воевало с железом», то здесь, в Понырях, примерно такое же количество танков двигалось на Курск, и эти танки были остановлены людьми.

Это была жестокая битва, значение которой понимали обе стороны.11 июля был последний день, когда немецкие войска вплотную подходили к окраинам станции Поныри. Всего за 5 дней боев враг смог продвинуться лишь на 12 километров. В то же время в битве под Прохоровкой на южном фасе, враг сумел продвинуться на 35 километров. Уже 15 июля армия Рокоссовского перешла в наступление на Орел. Один из немецких генералов позднее сказал, что ключ их победы навсегда остался зарыт под Понырями.

Здесь мы встретились с замечательным человеком Ю.А. Иванковым, директором ГУП «Гормост» г. Москвы. Как уроженец села Ольховатки Курской области он сделал и продолжает работу для восстановления и увековечивания исторических событий Великой Отечественной войны, вкладывает значительные личные средства в строительство мемориалов и памятников, был одним из инициаторов возведения храма Рождества Пресвятой Богородицы. Такими людьми по праву гордится Россия и через века будут помнить потомки.

В.А. Орехов, командир отряда «Дорогой отцов», г. Заречный Пензенской области.

В статье использованы фотографии А. Филиппова и В. Орехова.

Материал подготовлен руководителем пресс-центра Пензенской областной организации ветеранов М.А. Гавриловой