Фронтовые дороги механика – водителя Петра Гордина
Вторую мировую войну принято называть войной моторов. Роль пехоты и кавалерии снизилась, на первое место вышла моторизированная техника. А там, где техника, должен быть и механик — водитель. Водители не меньше других рисковали жизнью. Они провели свои боевые машины от Москвы и Сталинграда до Берлина и Праги, оставив свой автограф на стенах поверженного рейхстага. И, одним из водителей – механиков был наш земляк –сосновоборец Петр Филиппович Гордин.
Пётр Филиппович Гордин родился в поселке Камчак Сосновоборского района 19 июня 1924 года в крестьянской семье. Юный Петр с детства стал проявлять интерес к технике, помогал родителям вести домашнее хозяйство, рос трудолюбивым и смышленым парнем, и научился виртуозно играть на балалайке. Был первым парнем на деревне, как говорили в то время. После окончания Нижнекатмисской семилетней школы, он поступил на курсы трактористов при Пичилейской МТС (машинно-тракторной станции). После окончания курсов стал работать трактористом и комбайнером в родном колхозе им. Ворошилова в поселке Камчак. В 1941 году был призван в РККА Сосновоборским РВК. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1942 года в составе зенитно-пулеметной роты 287-го гвардейского зенитного артиллерийского Львовского полка в должности механика-водителя зенитной установки М-17. Зенитные самоходные установки М- 17 стали единственным мобильным средством ПВО в танковых и механизированных частях Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Использовали их для огневой поддержки войсковых подразделений от нападения с воздуха, а также, во время боевых действий в городах, ведя огонь по верхним этажам зданий. При необходимости поражали они и наземные цели прямой наводкой. Огонь крупнокалиберных пулеметов был весьма эффективным при отражении атак немецкой авиации на малых высотах. ЗСУ М- 17 применялись для ведения огня по наземным целям прямой наводкой. Советские солдаты полюбили данную установку за высокую огневую мощь четырех крупнокалиберных пулеметов. Система управления огнем была электрифицирована, механизм управления допускал поворот в горизонтальной плоскости и одновременно наведение пулеметов на цель по вертикали, что значительно упрощало и ускоряло наведение на цель. Кроме того, М-17 обладала хорошими ходовыми качествами и проходимостью. ЗСУ отлично подавляли огневые точки врага, особенно они хорошо зарекомендовали себя в городских боях. Их работа по верхним этажам зданий приводила в ужас немецкую пехоту. За свою убойную мощь установка получила прозвище «мясорубка».
Уже после войны, по прошествии многих лет, Петр Филиппович рассказывал, что во время дислокации, уничтожил немецкий пикирующий бомбардировщик «Юнкерс», который бомбил место расположение их части. Рядом с ним никого не оказалось, и он сел за пулеметы М-17, и открыл огонь по немецкому стервятнику. С оглушительным ревом, и окутавшись черным клубом дыма немецкий пикирующий бомбардировщик врезался в землю. В начале, механик –водитель не сознавался, что он уничтожил немецкий самолет, так как испугался, что своими действиями выдал место дислокации зенитных самоходных установок М -17. Но, потом после продолжительного разговора с особистом, во всем признался. К счастью, все благополучно обошлось.
За все годы Великой Отечественной войны Петр Филиппович Гордин проявил себя мужественным, смелым и инициативным бойцом. Получив задачу вывести из-под пулеметного обстрела противника автомашину и пушку, гвардии рядовой Гордин отлично справился с поставленной задачей и прибуксировал технику в расположении своей части. За весь период боевых операций его бронетранспортер не имел не единой аварии или сколько-нибудь значительной поломки по вине механика. За отличное вождение машины в условиях боя, за сохранение материальной части был награжден орденом Красной звезды (01.03.1945). Отличным управлением установкой под артиллерийско-минометным обстрелом способствовал успешному отражению полетов авиации противника. Три операции его установка прошла без единой аварии и поломки. На счету ЗСУ М-17 числилось 2 сбитых самолета противника и до 20 немецких солдат и офицеров. После окончания Отечественной войны продолжал службу в группе советских оккупационных войск в Германии. Возил на американском армейском автомобиле Willes MB «Виллис» командира полка. Будучи человеком общительным и доброжелательным, он познакомился и подружился с нашим соотечественником, бывшим участником Первой Мировой войны, который попал в плен к немцам и батрачил у немецкого землевладельца на хуторе. Видя любовь русского пленного к лошадям, к ведению сельского хозяйства, хозяин женил его на своей дочери. Так он и остался жить в Германии. У него был свой дом, держал пасеку, домашних животных, срубил деревенскую баньку. И, пригласил своего нового друга Петра Гордина к себе в гости. И, потом каждую субботу после службы, Петр Филиппович возил полковника с семьей к нему попариться в баньку и попить чайку с медом. Петра Гордина, семья полковника очень полюбила, и маленькая дочка полковника Лидочка души в нем не чаяла, и не слазила с его рук. И, уже после демобилизации Петр Гордин, вернувшись на родину назвал свою родившую дочку –Лидой, в честь дочери своего командира полка. И, надо же такому случиться: в начале 2000 –х годов по телевидению, на программе «Жди меня» Петра Филипповича Гордина разыскивали вдова полковника с дочерью Лидией, держа в руках его фотографию. Но, встретиться с ними, к сожалению, не получилось.
Будучи инструктором по вождению автомашин Петр Филиппович Гордин подготовил и обучил многих военных водителей, за что был отмечен благодарностью командования. В 1947 году демобилизовался и вернулся в родной Камчак, стал работать в колхозе «Восход» села Нижний Катмис Сосновоборского района — трактористом и комбайнером. Добивался высоких результатов в работе: передовик производства, победитель соцсоревнований. С 1952 года – водитель и тракторист Чаадаевского пенькозавода, находившегося на территории Нижнекатмисского сельсовета. С 1960 года – бригадир лесорубов Нижнелиповского лесопромхоза. В 1971 году переехал с семьей на станцию Елюзань Кузнецкого района. В начале работал лесорубом, а затем трактористом в военном лесничестве «Кечь». В 1984 году он вышел на пенсию, но продолжал работать оператором котельной в том же лесничестве. Участник Великой Отечественной войны П.Ф. Гордин принимал активное участие в общественной жизни Совета ветеранов войны и труда Кузнецкого района. Вырастил и воспитал двух сыновей и двух дочерей, занимался воспитанием внуков и правнуков. Славный ратный и доблестный трудовой путь П.Ф. Гордина отмечен наградами: орденами Красной Звезды (01.03.1945), Славы III степени (10.05.1945), Отечественной войны II степени(06.04.1985), медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»(1945), «Ветеран труда СССР» (1984).
Летним днем 28 августа 2004 года ветеран войны и труда Петр Филиппович Гордин ушел из жизни и был похоронен на кладбище в селе Морозовка, Кузнецкого района. Родные и близкие до сих пор вспоминают о нем с большой душевной теплотой.
Источники: сайт «Подвиг народа»
Николай Кажаев, спец.корр. пресс-центра Пензенского областного Совета ветеранов