Лунинский район. Кинолента воспоминаний Марии Паршиной

Comment is Closed

 
Ветераны и вдовы участников Великой Отечественной войны Лунинского района стали героями сюжетов, снятых пензенским телевидением. Среди них  вдова Мария Егоровна Паршина. Лунинское местное отделение партии «Единая Россия»  совместно с областным телевидением к 75-летию Великой Победы организовали съёмку участников  и тыловиков Великой Отечественной войны, проживающих в нашем районе. С утра был задан маршрут «Лунино-Родники-Засурское-Ломовка». В  каждом из этих населённых пунктов живут герои киноленты, их дети, родственники.
Первая, кого посетили телевизионщики, стала жительница посёлка  Лунино Мария Егоровна Паршина.
Вдова участника войны явно волновалась. Она всё боялась, что память не та уже, что что-то может не то сказать или же не вспомнить, но гости – сотрудники пензенского канала «Россия-1», представители районного Совета ветеранов Нина Апакина и Ольга Анисенко – успокоили бабушку.
Женщина устроилась поудобнее и рассказала о своей нелёгкой жизни в довоенные и военные годы.
– Ох, ребята, нелегко нам было. У нас практически и детства-то не было. Трудные годы были, – с дрожью в голосе начала она рассказ. – Родилась я в селе Красный Хутор Лунинского района. С ранних лет мы, дети того поколения, познали, что такое труд, потому что жили мы бедно. Училась я в школе всего четыре года. В  11 лет пошла работать в местный колхоз разнорабочей. Наравне со взрослыми пахала землю, запрягаясь в плуг, а ещё ходили на коноплю дергать посконь, которую потом мочили и из неё делали плоты. Да разве всего упомнишь? – сетовала героиня.
Обещал вернуться, но погиб.
– А как началась война, Вы помните? Отца помните, как его на фронт забирали? Какая жизнь была в те годы? – задают вопрос труженице тыла.
– Отца помню. Он до войны работал мельником, молол зерно на ветряной мельнице. И как забирали его, помню. Такое трудно забыть. Нас в семье было двое – я и мой брат. О начале войны все узнали по радио, в тот день в селе был просто вой. Женщины понимали, что их мужья – главная опора в семье – встанут на защиту Отечества. Все плакали, думая о том, как же жить дальше. Ведь в селе останутся только старики, женщины и дети, – продолжила Мария Егоровна. – Помню, как папа – Егор Фёдорович Киселёв – прощался с мамой и с нами, детьми. Мы всё боялись его отпустить, видимо, предчувствуя, что не свидимся более. Но папа уверенно говорил: «Не плачьте, я вернусь, я обязательно вернусь, обещаю», крепко обнимая нас.  А мы с братом успокаивали маму, твердя ей:
– Мама, не плачь! Мы тебя не бросим. Все ревели, вцепившись за отца, казалось, мёртвой хваткой…
Проводив мужчин, ничего не оставалось, как работать на благо фронта и чтоб хоть как-то прокормиться самим.
– Мы в колхозе работали по 12 часов в день.  Делали всё, что требовалось – косили, цепами молотили зерно, толкли кудель, пряли шерсть и ткали на стане, собирали колоски. Всё произведённое – зерно, картофель, ткани – отправляли на фронт, – погружаясь в воспоминания, продолжает Мария Егоровна. – В  нашей семье была и корова, и куры. Мы пахтали масло, копили яйца и всё во имя Победы отправляли на фронт.  А сами ели что придётся. Наберём колосков, картофеля, смелем на жерновах и напечём лепешек.
… Егор Фёдорович не вернулся. 30 марта 1942 года семья Киселёвых получила похоронку. Ему было всего лишь 40 лет от роду.  Похоронен он в Воронежской области.
– Мама упала посреди избы без чувств, а мы безумно кричали: «Как погиб? Он же обещал! Не может быть! Мама, вставай!», – со слезами на глазах продолжает рассказ женщина. – Такие похоронки приходили в село ежедневно. Даже и сегодня, спустя столько десятилетий, вспоминая те страшные дни, руки мои трясутся и в груди боль, словно переживаю всё заново.
Киселёвым пришлось привыкать жить дальше без отца. Мама продолжала воспитывать детей одна, а они старались поддерживать её во всём.
Листая довоенные фотографии, кажется, что живые и молодые родители с какой-то искоркой в глазах смотрят на постаревшую дочь, словно хотят что-то сказать, глядя со старого снимка.  А рядом в альбоме – фотографии супруга Марии Егоровны.
Жизнь после войны
– А как же Вы познакомились со своим будущим мужем? – спросили гости.
– Родом мой муж из Михайловки. Во время войны служил в воздушно-десантном полку, затем – в миномётном, командиром артустановки, командиром огненного взвода. Был ранен и вернулся домой в звании сержанта в 1947 году.  Он приехал к своей тётке, к нам в Красный Хутор, и приметил меня, – ответила Мария Егоровна. – Я девка-то была работящая, он это и заметил. Ему это очень понравилось, а через три дня в село он приехал со своей матерью свататься. Меня посадили на телегу вместе с сундуком (приданым) и повезли из родного села. Расписались мы с Александром 14 ноября 1947 года.
– И как дальше сложилась ваша семейная жизнь?
– Всякое было. И ругались, и мирились. Но в общем, мужем Александр был хорошим. Мы трудились в совхозе «Знамя коммунизма». Он – механизатором, бригадиром, позже в Лунине – на хлебозаводе охранял пекарню. Я в этом же совхозе была простой рабочей, – взгляд нашей героини прояснился, ведь  память перенесла её в молодость. – У нас народились дети – Александр, Нина, Николай, Владимир. Позже переехали в Лунино, жили сначала в общежитии, потом мужу дали квартиру.
В  мае Марии Егоровне исполнится 94.  Супруга – Александра Ивановича – она похоронила в 2007 году,  также потеряла она и одного из сыновей, испытав  самую горькую утрату для матери.
Сегодня труженица тыла, вдова участника Великой Отечественной живёт с сыном Александром, который старается во всём ей помогать.
– Их осталось немного – тех, кто вернулся с фронта, тех, кто ковал Победу в тылу.  В  списках на получение юбилейных медалей в Лунинском районе 249 человек. Сохранить рассказы очевидцев о тех страшных днях – наша задача. Всех участников киноленты объединяет одно: они защищали Родину, оставляя своим детям мир и покой, – комментирует организатор мероприятия, исполнительный секретарь местного отделения партии «Единая Россия», председатель Совета ветеранов Лунинского района Нина Апакина.
Марина Денисова